Ориентирование по азимуту

Определение магнитного азимута по компасу осуществляется следующим образом: отпускают тормоз магнитной стрелки и вращают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока конец северной стрелки не укажет на нулевое деление шкалы. Далее, не двигая компас, устанавливают визирное приспособление таким образом, чтобы линия визирования через мушку и целик совпала с направлением на необходимый предмет. Отрезок шкалы, отсчитанный против мушки, соответствует величине определяемого азимута-направления на местный предмет.

Суть передвижения по азимуту заключается в выдерживании направлений, заданных дирекционными углами, и соблюдении расстояний, которые определяются по карте. Направление определяется по компасу, а расстояние измеряется шагами, или авто спидометром. Это основной способ передвижения по местности не богатой на ориентиры, так же он не заменим в ночное время и в пределах плохой видимости.

Для того чтобы передвигаться правильно по азимуту необходимо во-первых изучить по карте местность между стартом и конечным пунктом движения. Далее следует проложить маршрут движения, легко распознаваемый по встречающимся на пути предметам, после этого маршрут отображается на карте, и со всех звеньев маршрута определяется и фиксируется азимут. После этого по карте определяется длина каждого маршрутного звена. Все полученные данные сохраняются в полевой книжке в виде схем или таблицы.

Для того чтобы самым точным образом выдержать направление на практике используют линейные ориентиры. Точность выхода к нужной точке поворота, зависит по большей части от условий видимости, характера местности и ошибок в определении направлений и правильности измерения расстояний.

Обычно отклонение от точки поворота не превышает 1/10 от пройденного расстояния, т.е. ста метров на каждый км. пройденного пути. Таким образом, если заданное расстояние пройдено, а ожидаемого ориентира не видно, то следует его поискать в пределах окружности с радиусом 1/10 пройденного расстояния от предыдущей точки поворота.

Иногда, к примеру, при передвижении на лыжах в зимнее время, пройденное расстояние измеряют приблизительно по затраченному на передвижение времени. Для того чтобы избежать потери ориентировок из-за неточного измерения пройденного пути, на точках поворота выбираются хорошо видимые ориентиры.

При обходе искусственных и естественных препятствий, которые легче обойти, чем преодолеть,  необходимо производить замену ориентиров на противоположной стороне препятствия и дальше продолжать движение уже с точки намеченного нового ориентира.