Папай на осенние каникулы

На семейном совете было принято решение ехать покорять Папай (повторно). В прошлом году из-за непогоды нам это не удалось, да и выяснилось, что лезли мы не туда... Об этом можно прочитать в другом отчете "Как мы ломились на Папай". Кстати там же нам и прилепилось название "Лосята", придумано оно было раньше, но вот закрепилось оно именно там 🙂 Итак впопыхах покупаем билеты на поезд. Я немножко переживаю за компанию, ходить в большой поход, с незнакомыми людьми для меня было... страшновато...
Хотя, как мне кажется, я человек не конфликтный, и могу подстроиться под любого, то все было не так уж страшно. Итак, в поезде начинаем знакомство, правда часть участников я все же немного знала. Знакомство, скажу я вам, было весьма интересным и забавным. Оказалась, что о ком-то я уже была наслышана и не раз видела их отчеты на форуме, ну что поделать... мир тесен... Итак, состав: 5 "семей", 7 взр. и 9 детей в возрасте от 1 года до 14 лет. На первый взгляд с годовалым ребенком идти было смело, но ребята полностью себя оправдали как истинные походники горно-пеших маршрутов... хотя и заявляли, что они водники 🙂
Ну, поехали что ли?

1 день

Прибываем в Краснодар. На вокзале нас встречает микроавтобус, после урегулирования незначительных нюансов, садимся и едем до пос. Дербентская. Т.к. приехали рано утром, то пришлось в магазине задобрить детей... Выходим на тропу... как впоследствии выясняется, что не на ту 🙁 И тут начинается самое интересное... Проводник у нас к слову был тот еще "Лось" и он принял решение идти "Лосиной тропой". Ну и правильно, зачем возвращаться в Дербентскую и выйти на нужную тропу? Конечно по "Лосиному"-то лучше 🙂 Пробирались мы мягко сказать трудно... не спешно... но медленно и верно... Спустя не первый километр и изрядно устав "вываливаемся" к нужной нам дороге, немного споря, кто куда идет, переходим брод и "О чудо!" мы на нужной нам тропе 🙂 Проходим часть дороги, к слову, дорога была отвратительная, но она была. К сожалению дороги, в тех местах практически все разбиты лесовозами и местами трудно проходимы, но... проходимы 🙂 В районе г. Матюшина встаем на ночевку. Пока есть время бегу посмотреть Наташкины водопады, но, к сожалению, я, скорее всего, ошиблась, и не знала точное их расположение. Возвращаюсь в лагерь немного расстроенная.

2 день

К сожалению, мне сейчас трудно вспомнить, почему мы опять пошли не по дороге, а пошли речкой, а потом опять "Лосиной" тропой. Я думаю, что это может рассказать Сергей Андреевич (это наш проводник 😉 ) Но шли опять трудно, крутые спуски давались не очень легко, нет, не так, они давались совсем не легко. По реке идти было тоже, не очень приятно, хотя присутствие воды радовало. Не знаю как другим участникам похода, но мне вверх идти было легче, как впоследствии оказалось, это из-за непонятной боли в колене, и чего это вдруг она решила заболеть... Переваливаем через безымянную гору высотой 846,5 м, на горе лежит иней и холодно, а говорили на юг едем 🙂 В поисках дороги и изрядно вымотанные, встаем на первой приглянувшейся нам поляне. Оказалось, мы стояли как раз на той дороге, которую и искали.

3 день

Вперед за впечатлениями! На сегодня запланировано восхождение на Папай, ура, мы ближе к цели 🙂 К сожалению тропа, оказалась очень старой и обрывается буквально в 10 метрах от нас 🙁 Спускаться опять приходится "Лосиной тропой", но мы оказываемся на тропе, ведущей к нужной нам дороге. Тропа разбита и на первый взгляд ужасна, но мы ее проходим довольно-таки без потерь 🙂 Ура выходим на дорогу, эх как приятно оказаться в знакомом месте 🙂 Без приключений и по хорошей дороге доходим до места стоянки 🙂 Принимаем решение идти на Папай, чтобы не сидеть весь день в лагере, а лучше на море съездить. Кто-то из группы соглашается остаться в лагере.
Восхождение на Папай.
После безымянной горы и инея на верху, нам уже Папай не страшен. Нужно было достичь того ради чего мы сюда собственно и приехали 🙂 Дорога хорошая, заблудиться не возможно. Периодически на деревьях мелькают маркеры разных цветов, и мы понимаем, что на правильном пути. По дороге начинают встречаться группы туристов. Кто-то уже шел в низ, кого-то встретили обедающими на Папайе. Дошли отлично, но ведь дошли! Дойдя до триангулятора и насладившись красотой, я, как человек боящийся высоты, поспешила пойти вниз, даже толком не сфотографировав народ. Да простят они меня вредину такую... Я не вредина 🙂 я трусиха 🙁
Радостные приходим в лагерь, мужчины по дороге пропадают, решили полазить с веревками 🙂

4 день

Сегодня у нас перевал через Главный Кавказский хребет. В какой-то момент, когда нам нужно было спуститься вниз "Лосиной тропой" часть группы (Миша и Оля) принимают решение идти другим путем, и, к сожалению, мы расходимся. Жаль, не хотелось бы, чтобы так было. Правда, мы периодически с ними встречались во время нашего пути. Итак, спускаемся "Лосиной тропой" совсем не много, по сравнению с первыми двумя днями, практически детское расстояние. Выходим на нужную тропу и идем в сторону п. Новосадовый. Немного не доходя до поселка, есть турбаза, вот недалеко от нее и встаем на ночевку. На турбазе остановился отшельник, мы знакомимся и помогаем друг другу. Вообще интересные эти монахи, отшельники, ведь есть у них какие-то свои идеи мысли, одному зимовать тяжело... Ну, я не буду на эту тему 😐

5 день

Встаю утром пока народ "собирается" бегу с Кариной на водопад, по описанию он должен быть в щели Мельничная. Идем примерно 25 минут по речке и упираемся в водопад. В описании написано, что он 7 метров... ну это если наверно в лежачем положении, я ему больше 5 метров бы не дала... и то с натягом 🙂 Но перед ним действительно красивая голубая чаша, очень красивая. Фоткаемся с ребенком и идем обратно в лагерь.
Через какое-то время с Мельничной щели спускается группа туристов, ищущая девушку, отбившуюся от группы вчера вечером. Сочувствуем, но мы ее не видели.
Выходим в путь. Далее путь наш лежит через п. Новосадовый, а дальше принимаем решение, обойти часть бродов, т.к. в такую погоду (прохладную) более 40 бродов это многовато. Итак, идем через Горлянов хребет... Будь он не ладен, если бы я знала, что он такой крутой... Все равно хорошо, что пошли! А как же романтика, дух авантюризма!? Туда круто, вниз гладко, доходим до второго кардона Пшадских водопадов, закупаемся медом, Катюха решила искупаться в грязи, а также Сергея Андреевича за собой потянула. Потом мы дружной компанией деньги искали... но не нашли...

6 день

Утром, искупавшись в р. Пшаде идем дальше. По нашим прикидкам, мы вчера избежали как минимум 30 бродов. Собрались с духом... вода же холодная, осень же 🙂 Встречаем группу туристов, идущих нам на встречу, мокрые по колено... Эх, значит, бродов не избежать. Сначала вроде все было не так плохо, ногу периодически сводило от холодной воды, и как только я решила, что почти все кончилось... Пересохшая в прошлом году река... вернулась в свое русло 🙁 в итоге к десяти бродам добавилось еще 20, дети опять сбились со счета и путались в цифрах. Ну, что поделать... судьба 🙂 нет, ну в любом случае, больше половины бродов мы обошли, а это тоже хорошо 🙂 Жаждущие "Лоси" побежали в магазин, по дороге договариваемся о бани. Очень она была кстати 🙂 Дети мытые и счастливые предвкушали море.
Впереди у нас еще один день счастья 🙂

7 день

День отстойный, не в смысле "плохой", а в смысле мы стояли, была дневка 🙂 Ребята собираются и едут на море, я остаюсь в лагере, со мной пара детей. Беру детей, и идем купаться на речку, там мелко, но вода приятная, не ледяная. У меня этот день чем-то заурядным не отличался от любого походного, поэтому и рассказывать особо не чего. Возможно, если только рассказать о семье, которая жила неподалеку. Мужчина интересный субъект оказался, врач, занимающийся Квантовой медициной, и к нему на лечение приезжают со всего света. Также он рассказал немного о дольменах, которых на Черноморском побережье достаточно много. А еще у нас в лагере "тусовался" необыкновенный кот, мы даже начали думать, что он глухонемой 🙂 Кот настолько апатичен, что диву даешься, очень здоровый и упитанный, девчонки его замучили 🙂

Домой в Москву!
Наш поход, к сожалению, подошел к концу. В 10 часов нас ждет автобус до Новороссийска. На ж.д. вокзале встречаем группу туристов, у которых пропала девушка, слава Богу, они ее нашли. Кстати спасибо этой группе за то, что одолжили нам гитару в поезде 🙂

Заметки:
- маршрут должен быть продуман до отъезда, а не приниматься в поезде;
- по разнообразию маршрут, очень получился интересным, скучать было некогда;
- не хотелось бы, чтобы в середине маршрута люди отваливались, это не очень приятно;
- принимать решение должен руководитель, своими спорами мы ставили под сомнение его авторитет; но он молодец!
- вообще-то этот маршрут считается для родителей с детьми, но я бы его не рекомендовала маленьким детям, имеется в виду маршрут в нашем варианте;
- по моим подсчетам мы примерно прошли 60 км, что весьма прилично;
- в раскладке не должно быть недопонимания, по личному наблюдению, по раскладке проблем не было.

Вывод:
Лично для меня поход показался очень интересным и разнообразным, не считая последнего дня (не люблю стояния). Если представится возможность пойти еще раз с таким проводником, не задумываясь, пойду.

Группа на удивление. как заметил Георгий Алексеевич, подобралась отличная... Георгий Алексеевич, а может ну ее Швецию, может на Фишт?

Очень рада знакомству с семьей Кати и Коли, а еще в моем лексиконе появилось новое слово 🙂 Васе огромный респект, за "прохождение" похода!

Сеня и Ярик, удачи вам ребята на Гонке Четырех!

PS: Еще хотелось бы кинуть один камень:
- честное слово, я уже устала слушать камни в свой огород, по поводу раскладки, не нравиться не назначайте меня завхозом, а если нравится, то не возмущайтесь 🙁